Генетика человека                  

В помощь создателям проекта

 

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

«... определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».

(Е.С.Полат)

«... метод проектов есть целенаправленная, в
целом самостоятельная деятельность учащихся,
осуществляемая под гибким руководством
учителя,                направленная на, решение
исследовательской или социально значимой
прагматической проблемы и на получение
конкретного результата в виде материального и
или идеального продукта».

В. В. Копылова

  

Основные требования к использованию метода

проектов   

1.Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы или задачи, требующей  интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3 Самостоятельная деятельность учащихся:
индивидуально, в паре, в группе на уроке и вне
него.           

4. Структурирование содержательной части
проекта, с указанием поэтапных результатов и
распределением ролей.                            

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

 

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРОЕКТА

1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский,
творческий,         ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный.

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) или межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника)

4. Характер контактов: (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний  или региональный и

Международный.

5. Количество участников проекта: личностные, парные, групповые.

6. Продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТОВ                                                                                   

 

По доминирующему методу или виду деятельности

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей,
обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения
источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены
логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному
исследованию или полностью совпадающую с ним.

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они,
как правило, детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она
только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной
деятельности, интересам участников проекта Оформление результатов проекта требует
четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы
праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха,
альбома и т. д.

Ролево-нгровые проекты.                                                  

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончании.

Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации, о каком либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации; способы обработки информации; результат информационного поиска; презентация. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практик о - ориентированные проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта

 

По предметно-содержательной области

Монопроекты.

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам, форма презентации. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Межпредметные проекты.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

 

По характеру координации

Проекты с открытой, явной координацией.

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

Проекты со скрытой координацией.

В таких проектах координатор выступает,  как полноправный участник проекта Примером таких проектов могут служить телекоммуникационные проекты, проведенные в Великобритании (Кембриджский университет, Б. Робинсон), в которых профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам.

По характеру контактов

Внутренние, или региональные проекты.

Это проекты, организуемые или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между школами, классами внутри региона, одной страны. (Это относится только к телекоммуникационным проектам.)

Международные проекты.

Участниками проекта являются представители разных стран. Для их реализации требуются средства информационных технологий.

По количеству участников

Личностные проекты.

Между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах.

Парные проекты.

Между парами участников.

Групповые проекты.

Между группами. В последнем случае очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта Роль педагога-координатора в этом случае особенно важна

 

По продолжительности проведения                                     

Краткосрочные проекты.

Осуществляются для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы. Такие проекты проводятся на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины.

Проекты средней продолжительности.

Разрабатывается в течение одного - двух месяцев. Такие проекты, как и долгосрочные, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять целостную программу. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.

Долгосрочные проекты.

Работа над такими проектами может продолжаться до года.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ       

 

1. Вариативность.

Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текстов, то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы. Необходимы

различные варианты тем и типов упражнений.

2. Решение проблем.     

Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а думая, они учатся.

3. Когнитивный подход. Не все ученики легко усваивают правила или структуры. Учителю следует помочь учащимся самим поработать над ними. Так как главная задача проектной работы - научиться пользоваться ИЯ, школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.

4. Учение с увлечением.

Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.

5.Адаптация заданий

Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить.
Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый.
Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте. Например, проект по теме «Семья» может включать такие задания:
сделать подписи под фотографиями членов семьи; нарисовать семейное дерево
и рассказать о своих предках; написать рассказ о жизни родителей, бабушек и дедушек; сравнить свое детство с детством родителей; рассказать, как в семье распределены обязанности по дому; и т.п.

Это только несколько примеров возможных тем и видов работы. Выбор зависит от многих факторов, включая возраст, уровень знаний, интересы учеников, материалы, которые доступны обучаемым, временные рамки.

 

  Основные этапы работы над проектом

1. Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколко проблем по обсуждаемой тематике.

2. Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез.

3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы;оформление результатов.

4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

5. Защита проектов (гипотез решения проблем)каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

6. Выявление новых проблем.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz